Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«Летающим танкам» долго не жить

13.07.2017, 2:34      Новости Краснодара
«В этом году мы отметили 72 года со дня Великой Победы, и следы тех страшных времен практически исчезли из нашей жизни. Война осталась незаконченным рассказом и непроходящей болью в сердцах тех, чьи родственники так и остались безвестными лежать на поле боя с потерянным именем, а значит, и достоинством. И сегодня поисковикам удается в чьем-то рассказе поставить точку, помочь героям обрести имена, дать утешение их родным.»

« Мой дедушка, Георгий Попандапуло - летчик-штурмовик. Во время Великой Отечественной войны он защищал небо нашей Родины в составе 18-го авиаполка Военно-морских сил на Черноморском флоте. Он летал на новых, в 1941-1942 годах еще одноместных штурмовиках Ил-2. В то время они были самыми современными машинами на вооружении советской армии, хотя и плохо защищенными. Поэтому из тех летчиков, которые начинали на них летать в 1941 году, в живых к концу войны оставались единицы», - пишет на сайте «Бессмертный полк» о Георгии Попандапуло его внук.

Он рассказывает о боевом вылете, за который дед был награжден орденом Великой Отечественной войны I степени, и о том задании, после которого он считался пропавшим без вести. Единственное, что внук даже не мог предположить, что спустя 75 лет останки героя все-таки будут найдены. Историю реабилитации имени летчика, представленного к званию Героя Советского Союза, нам рассказал Евгений Порфирьев, замруководителя Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм».

Ни времени, ни возможности

После тяжелейших боев под Неберджаевской и Шапсугской фашистской армии требовалось подкрепление. 23 сентября 1942 года колонны с резервными людьми и техникой 3-я горнострелковая дивизия румын перебрасывала по дороге Абинская - Шапсугская. Именно они и стали целью советских штурмовиков 18-го полка. Раз за разом Ил-2 заходили на цель, обрушивая на врага бомбы и реактивные снаряды. В ответ в штурмовиков летели сотни снарядов зенитной артиллерии противника, позиции которой располагались вдоль дороги и на господствующих вершинах.

- Объятая пламенем машина, сохраняя угол атаки, видимо, еще пронеслась пару километров вдоль горного ущелья и взорвалась, врезавшись в землю, - рассказывает Евгений Порфирьев. - Пилоты штурмовой авиации, работая на малых высотах, в случае попадания в их самолет зенитного снаряда катапультироваться времени не имели. И удар был такой силы, что разорванные в клочья обломки штурмовика разбросало по всему лесу почти на 100 метров, а на месте падения образовалась большая воронка. Пожар от взрыва снарядов бортового вооружения уничтожил большую часть того, что могло бы помочь в установлении имени пилота.

75 лет спустя среди обгоревших обломков самолета поисковики обнаружили парашютную систему и фрагментарные останки пилота, но не номера машины, которые позволили бы установить имя ее пилота.

- Мы не отчаялись, косвенные данные при архивном расследовании могли многое поведать, - продолжает рассказ поисковик. - Для начала изучили остатки боекомплекта и маркировок на донцах гильз. Полное отсутствие боеприпасов калибра 12.7 мм при большом количестве патронов 7.62 мм от пулеметов ШКАС и 23 мм от пушек ВЯ указывало на то, что самолет был одноместный. Практически все гильзы от ВЯ-23 были маркированы 41-м годом, и лишь на нескольких были найдены клейма, указывающие на 42-й год производства. Они полностью соответствовали маркировкам на гильзах, которые мы находили на местах гибели штурмовиков на Туапсинском направлении осенью 1942 года, но не 1943-го.

Проанализировав технологические клейма и штампы алюминиевых деталей конструкции самолета (а каждый производитель в зависимости от времени имел свои, оригинальные), поисковики установили, что найденный самолет был произведен на заводе НКАП СССР № 18 в 1942 году.

Принял удар на себя

Для прикрытия обороняющихся в Новороссийском направлении частей Красной Армии была создана Морская авиационная группа Новороссийского оборонительного района. В ее состав, помимо истребительной и бомбардировочной авиации, вошли три штурмовых авиационных полка. Но один из них (46-й) был фактически вооружен учебными самолетами, переделанными в полевых условиях в легкие штурмовики (УТ-1б). Второй (47-й) в основном сдерживал натиск противника на Моздокском направлении и в боях под Новороссийском не участвовал. Фактически единственным реально полноценно боеспособным штурмовым подразделением, вооруженным одноместными штурмовиками Ил-2, был только 18-й полк. Он и принял на себя основной удар.

- Ни один другой полк в это время в этом месте не терял самолетов Ил-2, - объясняет Евгений Порфирьев. - И мы сосредоточились на исследовании архивных документов именно этого подразделения.

С августа по декабрь полк потерял 23 самолета и 9 пилотов. Все не вернувшиеся с боевых заданий самолеты были одноместными, и теоретически каждый из них мог быть тем самым, найденным в урочище Куафо. Поисковикам предстояло детально изучить каждый из восьми эпизодов гибели пилотов.

Три пилота погибли 4 августа 1942 года в Крыму при штурмовке аэродрома Багерово. Самолет еще одного летчика - старшего лейтенанта Василия Устинова, не вернувшийся с боевого задания 21 августа1942 года, был найден «Кубанским плацдармом» в феврале 2014 года на окраине поселка Саук-Дере. Сбитые 25 августа 1942 года самолеты, пилотируемые младшим лейтенантом Гудовым и старшим лейтенантом Келло, были потеряны при штурмовке дороги Крымская - Неберджаевская, что находится на достаточно большом удалении от места обнаружения обломков самолета в долине Куафо.

Еще один Ил-2, сбитый 23 августа 1942 года, пилотируемый сержантом Кузнецовым, был произведен на заводе № 1 НКАП СССР, а следовательно, из списка возможных исключался.

В итоге оставалось два равновероятных варианта: старший лейтенант Попандапуло, не вернувшийся с боевого задания 23 сентября 1942 года, и сержант Штукатуров, погибший 27 августа того же года.

Окончательную точку в этой истории помог поставить Журнал боевых действий ВВС ЧФ за 1942 год. Согласно записи, сделанной 23 сентября 1942 г.:

«...23.09.42 г. Ил-2 № 1875821, мотор АМ-38 № 291082, 18 ШАП, летчик Попандапуло Г.П., при штурмовке войск противника в районе высоты 42,7 (излучина реки Абин) сбит за противника, упал в районе цели...».

Эпизод боевых действий, связанный с потерей Ил-2, упоминается и в Журнале боевых действий 47-й армии за 23.09.42 г.:

«...23.09.42 г. авиация МАГ в течение дня штурмовала войска и технику противника в районе дороги на ст. Абинская.

Наши потери: в районе ст. Абинская сбит самолет Ил-2...».

Высшая награда героя

«Так погибло множество штурмовиков, которые воевали всегда на малых высотах с риском для жизни, чтобы наверняка поражать наземные цели и наносить максимальный урон. К сожалению, дедушка не дожил до Победы, но я надеюсь, что 9 Мая мы вместе с ним пройдем маршем по Красной площади вместе с «Бессмертным полком», - пишет внук на сайте «Бессмертного полка».

Поисковикам не удалось найти в архивах документального подтверждения награждения Георгия Попандапуло орденом Отечественной войны, зато удалось достоверно установить тот факт, что старший лейтенант был представлен к званию Героя Советского Союза и не получил эту высокую награду лишь потому, что пропал без вести и долгие годы его судьба оставалась неизвестной.

- Теперь, спустя 75 лет, есть все основания вернуться к этому вопросу и восстановить историческую справедливость. Хотя, наверное, самой высокой наградой для Георгия Петровича станет то, что внуки смогут принести цветы на его могилу и поклониться праху, - заканчивает свой рассказ Евгений Порфирьев.

- Кубань является кузницей поисковых кадров. Ежегодно к нам приезжают люди, даже семьями, из тех регионов, где военные действия не проходили. Они с трепетом относятся к проводимым работам, реальными действиями воскрешают историю. Недавно губернатор Вениамин Кондратьев выступил с инициативой, чтобы в каждой школе нашего края были музеи, экспонаты которых собраны детьми. Мне кажется, это правильно. Еще много солдат лежат ненайденными. Мы должны уважать свою историю и тех, кто за ее счастливое продолжение отдал свои жизни, - прокомментировал руководитель регионального отделения Всероссийской организации общественного движения «Бессмертный полк» Борис Левитский.

Юлия Симатова, simat@ki-gazeta.ru Фото автора

Источник: ki-gazeta.ru
 Читайте также:

Российские ученые объявили войну ямам на дорогах

Созданные отечественными исследователями «самозалечивающиеся» асфальто-бетонные материалы не оставят выбоинам шансов. Своим открытием ученые Московского института стали и сплавов поделились с мировым сообществом на страницах журнала Composites science technjlogy, сообща..

Вейпы хотят приравнять к сигаретам

Роспотребнадзор предлагает включить парогенераторы (вейпы) в законопроект, который приравнивает электронные сигареты и кальян к табаку. utro.ruОб этом сообщает Lenta.ru со ссылкой на РИА Новости. «Сегодня на площадке Государственной Думы рассматривается законо..

Главное за неделю: смертельное ДТП отпускников, убийство в благополучной семье, проблемы с телевещанием

Что больше всего волновало жителей Динского района на прошлой неделе? Для вас подборка самых популярных публикаций "РВС" с 16 по 23 июля 2017 года. Слух среди динчан: без спутника телевизор не заработает? Две недели жители Динского района не могут посмотреть свои любимы..

В Тюмень передана закладная табличка торпедного катера «АКА -76»

Сегодня в музее имени Е.Д. Фелицына состоялась торжественная церемония, посвященная передаче артефакта на родную землю. В мероприятии приняли участие первый заместитель министра культуры Краснодарского края Максим Михайлович Усатюк, первый заместитель председателя Тюмен..

На Кубани стартует Марафон детской дорожной безопасности

На Кубани стартует Марафон детской дорожной безопасности, участие в кампании примут все муниципальные образования региона. Первыми будут стартовать марафонцы в городах Сочи, Тихорецк, Кропоткин, Армавир, Ейск и ст. Кущевская. Финиширует марафон в городе Краснодаре 19 августа. ..

ГИБДД Динского района усиляет меры профилактики

"С 17 по 26 июля 2017 года, на территории Динского района проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение грубых нарушений ПДД, способствующих совершению ДТП с тяжкими последствиями и влияющих на безопасность дорожного движения, под у..

Лайнер, летевший в Сочи, столкнулся со стаей птиц

Фото: avia.pro Воздушное судно совершило экстренную посадку из-за повреждения двигателя. В субботу. 22 июля, авиалайнер вылетел из Пензы в Сочи с 80-ю пассажирами на борту. ЧП, как сообщил диспетчерам командир Ан-148, случилось во время набора воздушным судном вы..

Пассажиров авиарейса Симферополь-Внуково доставили в Краснодар

Борт совершил вынужденную посадку в Ростове-на-Дону из-за разгерметизации салона. Самолет Boeing 737-800, накануне вылетевший из Симферополя, вечером в субботу, 22 июля, экстренно приземлился в Ростове-на-Дону из-за срабатывания датчика разгерметизации. По информации ? ..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство